Информационно-техническое
бюро по строительству
Главная    Карта сайта

Составление договорной цены

Договорная цена

Документ Договорная цена составляется подрядчиком договора строительного подряда и определяет цену за которую подрядчик согласен и обязан выполнить свои обязательства по договору. Базой для расчета Договорной цены являются локальные сметы Сводного сметного расчета (ССР), который входит в состав проектной документации на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объекта.

Указанные в локальных сметах состав и объемы работ требуют корректировки. В сметах могут быть упущены некоторые работы, а объем учтенных может не соответствовать проектной документации. Такие ошибки происходят из-за невнимательности проектировщиков, а в ряде случаев и по указанию заказчика проекта. Например, неполные состав и объем работ, указанных в ССР, позволяют заказчику уменьшить расходы на экспертизу проекта и разрешительные документы на строительство.

Поэтому в Договорной цене расчет прямых затрат осуществляется с учет устранения ошибок, найденных в сметной документации проекта.

Корректирование государственных и ведомственных сметных норм

Другая особенность сметной документации проекта состоит в том, что состав работ и расход ресурсов для их выполнения определяется по государственным или ведомственным нормам. Эти нормы являются усредненными, и основное их назначение – использование на этапе проектирования для расчета прямых затрат в стоимости строительства (реконструкции, капитального ремонта) объекта. Примененное в нормах усреднение делает итог такого расчета в значительной степени условным. Однако, обеспечиваемая при этом точность является достаточной для того, чтобы сориентировать заказчика (инвестора) о составе и размере (цене) затрат на строительство.

Для цены договора строительного подряда усреднение неприемлемо. Свидетельством тому тендеры. Участники тендера дают заказчику ценовые предложения, которые отличаются друг от друга. И не только из-за различия в примененном уровне оплаты труда, а и вследствие различия приемов организации строительства, различия технологий производства работ, из-за применения больше или меньше эффективных материалов, машин, механизмов и др.. Следовательно, подрядчики, рассчитывая Договорную цену, применяют отличные друг от друга нормы использования и расхода ресурсов на выполнение работы, указанной в предложении заказчика участвовать в тендере.

В идеале такое возможно, когда каждый участник тендера использует индивидуальные, у него разработанные нормативы расходования материально-технических ресурсов на выполнение работы. Создание таких норм достаточно сложный и длительный процесс. Поэтому в подрядных строительных организациях такие нормы, как правило, не создаются. (создаются не всегда.) Используется другой прием – корректирование государственных и ведомственных сметных норм.

Определенным (в какой-то степени сомнительным) основанием для использования этого приема являются положения, изложенные в пунктах 6.2.1.5 ДСТУ-Н Б Д.1.1-2-2013 «Руководство по определению прямых затрат в стоимости строительства». Они позволяют, вследствие (или при наличии) объективных причин, заменять или исключать в государственных сметных нормах машины и механизмы.

При замене или исключении материалов такие сметные нормы утверждаются в установленном порядке. Если рассматривать их как индивидуальные (а это наиболее целесообразно), то установленный порядок предусматривает утверждение нормы заказчиком. При этом предполагается, что согласование заказчиком Договорной цены является одновременно и утверждением такой индивидуальной расценки.

Когда в сметных нормах заменяются или исключаются машины и механизмы достаточно предоставить заказчику соответствующее обоснование и экономический расчет целесообразности такого изменения сметной нормы. Предполагается, что согласование заказчиком Договорной цены является одновременно и согласованием обоснованности и экономической целесообразности корректировки сметной нормы.

Сомнительность указанной обоснованности корректировки государственных и ведомственных сметных норм состоит в том, что, как правило, не корректируются, а следовательно не требуют обоснования, изменения норм затрат труда рабочих-строителей. Однако, закрывая глаза на такое упущение, заказчик и подрядчик находят, что это вполне достойный компромисс. Для заказчика он обеспечивает приемлемую цену работы. Подрядчика устраивает некоторые потери в цене вследствие того, что они несравнимо меньше затрат, которые пришлось бы понести для разработки по приведенным выше Методическими рекомендациям «правильной» нормы расхода ресурсов на выполнение работы.

Общепроизводственные и административные расходы

Кроме прямых затрат, рассчитываемых по нормам расхода ресурсов, в договорной цене учитывают цену возмещения подрядчику общепроизводственных и административных расходов, а также налогов, сборов, платежей, которые он должен будет уплатить в соответствии с законодательством. Цена вознаграждения за работу включает прибыль, которую подрядчик предполагает получить. В ССР указанные расходы подрядчика и его прибыль оценивают расчетом с использованием нормативных показателей, установленных в ДСТУ-Н Б Д.1.1-3:2013. Последние, как и государственные сметные нормы, также являются усредненными и весьма условными. На этом основании в ДСТУ-Н Б Д.1.1-3:2013 рекомендуется подрядчику применять для Договорной цены аналогичные показатели, но определенные по данным бухгалтерского учета о выполнении строительно-монтажных работ в его организации за определенный период. Например за год, предшествующий составлению Договорной цены.

Расчеты показателей для общепроизводственных и административных расходов громоздки, трудоемки и не обеспечивают получение значений по величине меньших, чем показатели, установленные в ДСТУ-Н Б Д.1.1-3:201. Поэтому, зачастую, для расчета возмещений расходов и установления размера прибили подрядчика заказчик и подрядчик договариваются применять в Договорной цене нормативные показатели из ДСТУ-Н Б Д.1.1-3:2010.

Твердая или приблизительная?

На основании п. 21 Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.2005 № 668 (далее Общие условия), Договорная цена определяется в договоре подряда как твердая или приблизительная. Для подрядчика в большинстве случаев целесообразно определять Договорную цену как приблизительную (динамичную) с установлением в договоре порядка ее уточнения. Например, при повышении цен на материалы, при необходимости изменения состава или объема работ в случае их неопределенности при заключении договора и др. Для Заказчика – наоборот, целесообразно определять договорную цену как твердую. Но при этом следует быть уверенным в правильности состава и объемов работ, учтенных в Договорной цене.

Следует отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом Украины вместо прямого указания цены работ в договоре могут быть установлены способы её определения (ст. 843, ч. 1). Когда в договоре отсутствуют и цена и способы ее определения принимается цена, которая обычно взимается за аналогичные работы (ст. 843, ч. 2). Таким образом, в кодексе цена работы не является существенным условием договора подряда (в том числе строительного подряда). В то же время, положения Общих условий необходимо в обязательном порядке учитывать заказчиками и подрядчиками всех форм собственности при составлении договоров строительного подряда. В них Договорная цена указана как обязательная составляющая договора (т.е., как существенное условие). Применение в Общих условиях указания о том, что они «являются обязательными для учета» (а не для непосредственного исполнения) позволяет относиться к положениям этого документа о Договорной цене, как к рекомендательным. Так же следует воспринимать и положения ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 в случаях, когда строительный подряд финансируется без привлечения бюджетных средств или средств предприятий государственной формы собственности.

Изложенное свидетельствует о том, что Договорная цена строительного подряда является специфичным документом, содержащим данные, определение которых требует специальных знаний о строительном производстве. На этом основании и составление (или проверку) Договорной цены следует поручать срециалистам, владеющим всеми необходимыми знаниями для составления смет.

Обратитесь за дополнительной информацией

Чтобы получить больше информации о составлении смет, пишите нам или звоните в наш офис в Харькове (057) 717-27-32, 763-03-57

Смотрите также:
Copyright © 1999–2024
Украина, г. Харьков, пр. Науки, 58
т. (050) 401-14-39, Т./ф. (057) 717-27-32.
  • Отправить запрос